URA-SPORT.RU - Нижегородский детский спортивный портал

Статьи

Тактика футбола

20 сентября 2016
В тактической подготовке необходимо выделить следующие основные направления:

- изучение основ и сущности теоретико-методических положений тактики;

- овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий;

- совершенствование тактического мышления;

- изучение информации, необходимой для практической реализации тактической подготовленности;

- практическую реализацию тактической подготовленности.

В тактической подготовке необходимо выделить следующие основные понятия:

Тактические знания – это совокупность представлений о средствах, видах и формах тактики футбола и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.

Тактические умения – это форма проявления сознания футболиста, отражающая его действия на основе тактических знаний (умение разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику).

Тактические навыки – это заученные и автоматически выполняемые комбинации индивидуальных, групповых и командных действий. Тактические навыки всегда выступают в виде целостного, законченного тактического действия в конкретной соревновательной или тренировочной ситуации.

Валерий Лобановский писал: «Моделирование игры для того и придумано, чтобы облегчить футболистам выбор неординарных решений в сложных тактических ситуациях. Чем больше смоделированных действий в типических положениях откладывается в блоках коллективной памяти команды, тем больше времени и сил остается в игре у каждого футболиста для принятия неординарных решений в непредвиденных ситуациях».

Тактическое мышление –это мышление футболиста в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.

Уровень тактической подготовленности футболистов зависит от овладения ими средствами спортивной тактики (техническими приемами и способами их выполнения), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой и командной).

Исходя из закономерностей формирования двигательного навыка, в процессе обучения отдельному тактическому действию выделяют три этапа:


Первоначальное обучение.

Цель данного этапа – освоение основ изучаемого приема или действия. Первоначальное обучение начинается с ознакомления. Используется сочетание методов показа, рассказа и практического упражнения.

Для создания двигательных ощущений и представлений используют методпрактического упражнения.Попытки воспроизведения изучаемого действия выполняют в относительно постоянных и упрощенных условиях. Определяя меру повторения, следует учитывать, что новые координационные упражнения быстро вызывают у начинающих футболистов утомление соответствующих нервных центров. Поэтому на данном этапе наиболее эффективно серийное повторение упражнений: две – три серии по 8 – 12 повторений в каждой. Интервалы между повторениями и сериями должны быть достаточными для отдыха. Их можно использовать также для необходимых замечаний и для повторного показа изучаемого действия. Продолжительность этапа первоначального обучения зависит от сложности изучаемого действия, способностей и подготовленности занимающихся. Обычно изучение нового материала продолжается в течении 3 – 5 последующих уроков.


Начальное обучение, как правило, сопровождается существенным отклонением от оптимального варианта выполнения тактического действия. Поэтому очень важно быстро и правильно определить причины ошибок и предусмотреть пути их устранения.


Углубленное разучивание.

Цель обучения на этапе – детализированное закрепление основ изучаемого материала в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. В процессе углубленного освоения приема или действияформируется двигательное умение, частично переходящее в навык. Происходит необходимая перестройка регуляторных процессов ЦНС (концентрация возбуждения, развитие внутреннего торможения и др.), что способствует правильному, четкому и свободному выполнению изучаемых движений. Успешному решению задач обучения помогает уточненное и осознанное понимание закономерностей выполняемых действий. Существенный эффект дают различные средства срочной информации о ходе движения и его основных параметрах. Возрастает роль идеомоторной тренировки.



Все упражнения должны быть строго целенаправленны. Число стереотипных повторений уменьшается, а вариативных – увеличивается. Примерное соотношение стереотипных и вариативных повторений – 30% и 70%. Усложняется обстановка, варьируются задачи выполнения упражнения, предпринимаются попытки выполнить изучаемое действи со скоростью и усилиями, близкими к максимальным. На данном этапе число повторений в одном уроке увеличивается. Изучаемое действиеповторяют 10-12мин., после чего вводят 3-5мин. переключения.Наиболее эффективные переключения на игровые упражнения. В занятиях широко используют игровой и соревновательный методы, которые создают особый эмоциональный фон, усиливают воздействия упражнений и активизируют процесс обучения.

Этап закрепления и совершенствования.

Основныезадачиэтого этапа – дальнейшее закрепление освоенных действий, доведение их до уровня автоматизма и формирование навыка надежного применения в игровых условиях. На данном этапе используют весь комплекс методов физического воспитания. Из практических преимущественное применение находит метод вариативного упражнения с широким изменением условий действий. Задачи совершенствования двигательных навыков решаются с помощью следующих методических приемов:

- изменение обстановки, в которой действует футболист;

- изменение функционального и психического состояния футболистов;

- изменение задач в ходе выполнения упражнений.

Этап закрепления и совершенствования двигательных действий характеризуется использованием «сопряженного метода».

При реализации тактических действий характерны два уровня оперативных задач:

сенсорно-перцептивный – осуществляется выбор решения из нескольких альтернатив в результате неожиданно возникшей ситуации;

прогностический – принятие решения как результат учета закономерностей в действиях соперника и рефлексивного поведения.


Принципы игры в обороне.

1. Оборона всей командой– на разных стадиях игры в обороне принимают участие все игроки команды.

2. Применение подсказа в обороне– игрок, находящийся ближе к своим воротам руководит действиями партнеров.

3. Соблюдение принципов страховки– позиция страхующегоигрока должна быть такой, чтобы он всегда мог своевременно исправить ошибку партнера.

4. Закрывание игрока в опасной зоне– контроль перемещений атакующего игрока и его плотная опека в зоне поражения ворот.

5. Плотность и компактностьгрупповых и командных взаимодействий при организации обороны – создание на футбольном поле сопернику, владеющему мячом, дефицит времени и пространства.

6. Идти на свои ворота в момент удара соперника– необходимо идти на собственные ворота раньше, чем это сделает соперник, чтобы подобрать мяч.

7. Создание искусственного положения вне игры.

Принципы игры в атаке.

1. Индивидуальные действия футболиста без мяча (открывание, отвлечение, создание численного преимущества) и с мячом (ведение, дриблинг, передачи и удары по воротам)– целенаправленные действия футболиста, его умение из нескольких возможных решений выбрать наиболее оптимальное.

2. Применение в игровых эпизодах и при стандартных положениях наигранных комбинаций –необходимо усвоить и довести до совершенства структуру комбинации, ее смысл и основные принципы выполнения.

3. После того как команда овладела мячом в ходе игрового эпизода использовать быстрое нападение:

- начальная фаза– переход от обороны к атаке с возвращением игроков, участвовавших в обороне, на свои места в линию атаки и быстрая передача мяча игроку, находящемуся впереди;

- фаза развития– осуществление прорыва обороны соперников до того, как они успеют усилить и организовать действия по нейтрализации атаки;

- фаза завершения– создание острой или голевой ситуации у ворот соперника с завершающим ударом.

4. Применение позиционного нападения с длительным контролем мяча, маневрированием футболистов по длине и ширине поля и большим количеством игроков, принимающих участие в атаке:

- начальная фаза– переход от обороны к атаке с возвращением игроков нападения, участвовавших в обороне, на свои места в линии атаки и передач мяча одному из открывшихся крайних защитников и опорных полузащитников;

- фаза развития– постепенное продвижение к воротам соперника, осуществляемое за счет различных комбинаций с созданием численного преимущества на отдельных участках поля и индивидуальных действий атакующих. Эти действия происходят в условиях хорошо организованной обороны соперников;

 - фаза завершения– создание острой или голевой ситуации у ворот соперника с выходом на ударную позицию атакующих игроков.

Другие статьи

x

Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы перезвоним Вам в ближайшее рабочее время.