URA-SPORT.RU - Нижегородский детский спортивный портал

Статьи

Новая концепция организации школьного спорта

16 августа 2017

Однако заметных улучшений не наблюдается. Стадионы пустуют, тренажерные залы могут посещать только обеспеченные люди. При этом основная масса ребят, как и раньше, остается в стороне. На наш взгляд, причина этого в отсутствии комплексного системного подхода.

Материальная база

Поскольку школы изначально не были предназначены для организации занятий в режиме «трехурочной физкультуры» в образовательных учреждениях не хватает площадей и спортивного оборудования для всех детей. Кроме того, устарела материальная база – как физически, так и морально, причем технологический аспект этого устаревания почему–то упорно игнорируется. Например, детей вот уже которое десятилетие заставляют прыгать через коня и козла, хотя исторически эти снаряды способствовали подготовке кавалеристов, что сегодня совершенно не актуально. Но каждая школа обязана иметь эти сноряды, иначе ее просто не лицензируют. И это несмотря на тот факт, что подобные снаряды используются лишь в ходе нескольких уроков в год. Точно также метание гранаты входило в курс подготовки гренадеров, что в эпоху современных методов ведения войны утрачивает свой смысл.

Выход очевиден: необходимо не только провести полный аудит находящегося в массовых школах материально-технического оборудования, но и радикальным образом переосмыслить содержание уроков. Если детей гораздо больше интересует бадминтон и волейбол, чем занятия на бревне или брусьях, следует подходить к закупкам спортинвентаря с учетом пожеланий учащихся. Также вместо финансирования огромных спорткомплексов, до которых многим детям  порой просто трудно добираться, следует направить средства на развитие площадок при школах, сооружение пристроек к спортзалам и т.д. Эти меры помогут охватить гораздо больше ребят, а также привлекут внимание к школе не только детей, но и взрослых. А это уже прямой выход на развитие массового спорта и семейно оздоровительной деятельности в масштабах всей страны.

Кадры, их подготовка и поддержка

Наличие новых площадей и возможность проводить на них спортивные мероприятия в течении всего дна требует также увеличение штата инструкторов и тренеров. Уже сейчас мы наблюдаем ситуацию, при которой учителя физкультуры, получив дополнительную нагрузку в виде еще одного урока, не справляются с детьми, не могут их организовать и не способны за ними проследить. Следовательно, актуальным является выделение ставок для тех специалистов, которые могли бы выстроить грамотную систему спортивной работы, как на занятиях, так и в после урочный период. При этом необходимо особо отметить, что новые подходы требуют  новых компетенций, ведь речь идет об изменении самой концепции физкультурно-спортивной деятельности.

Таким образом, появляется необходимость организации курсов подготовки и переподготовки специалистов, а также постоянной методической поддержки их деятельности. Учитывая международный опыт, стоит также сделать упор и  на привлечение волонтеров, в том числе (а может быть - прежде всего) из числа бывших спортсменов.

Смена приоритетов

Говоря о новой концепции развития массового школьного спорта, важно вспомнить о «старой», ныне существующей. На сегодняшний день из общего числа школьников учитель выделяет 10-12 % спортивно развитых, на которых и акцентирует внимание в своей работе. Именно их он и привлекает к соревнованиям, их достижениями гордится школа, на них делают ставку при организации спортивных праздников. Между тем, это как раз те ребята, которые и без учителя физкультуры, самостоятельно готовы качать мышцы, развивать выносливость, отрабатывать точность.

Еще 10% составляют больные дети, которым противопоказаны занятия в рамках определенных школьной программой. С этой группой здоровья мало кому интересно заниматься, поэтому зачастую ребята предоставлены сами себе. Оставшиеся 80% - это те, кто в принципе мог бы заниматься спортом и кому бывает интересно погонять мяч, побегать на коньках или покрутиться на турнике, но чью деятельность нужно организовывать, поскольку без стимулирования извне они быстро теряют интерес и «гаснут».

В нынешней ситуации, когда и педагога, и школу, и район в целом оценивают по достижениям, специалистам выгодно заниматься с отдельными детьми, «звездочками», потому что именно эти таланты приносят победы, дипломы, кубки, а значит и славу. Все остальные дети интересуют учителя гораздо меньше, а отсутствие у этой массы стремления к физическому развитию не слишком беспокоит большинство педагогов.

Организация школьных спортивных клубов

Совсем другая ситуация складывается, когда в основу всей спортивной работы положена организация школьного спортклуба. В этом случае оценивается не достижение кого-либо одного, а совокупность достижений всех участников структурной единицы. Каждый из члена клуба имеет право и возможность попробовать себя в самых разных видах спорта, выбрать то, что ему более всего интересно, и своей активной деятельностью принести очки всему клубу. Когда в конце командных соревнований оценка коллектива осуществляется по результатам последнего участника, каждый из членов клуба заинтересован в том, чтобы поддерживать другого, помогать товарищам (когда же ставка сделана на одного самого лучшего участника, он заинтересован в провале всех остальных, потому что только тогда он будет первым, лучшим).

Школьные клубы, организованные по принципу учета интересов каждого ученика, помогут решить проблему приобщения детей к спорту. Принадлежность к тому или иному клубу отражена в символике, девизах, гимнах и прочих атрибутах, является своеобразной «прививкой патриотизма на базовом уровне». Ведь если ученик ассоциирует свой любимый клуб со школой, он никогда не будет относиться к ней плохо, а станет помогать ей.

Система соревнований

Но наличие клубов мало, что даст, если не обеспечить организацию соревнований между ними. В детском возрасте соперничество может быть созидательным. Поскольку помогает организовать деятельность ребят в направлении самосовершенствования, повышения уровня физического развития, оттачивания умений и навыков. На сегодняшний день слово «соревнование» большинством учителей и директоров школ воспринимается негативно. Ведь оно означает, что необходимо снимать с уроков одного или нескольких детей (тех самых «звездочек»), везти их куда-то, часто далеко и утешать в случаи поражения. Такие мероприятия проводятся сотрудниками ведомств, не относящихся к системе образования, поэтому в школах их рассматривают как нечто чужое, инородное.

Другое дело, когда образовательное учреждение само организует соревнования, готовится к ним, когда каждый ученик знает: от его участия зависит, сколько баллов наберет их школьный клуб, а значит, насколько выигрышно он будет выглядеть на общем фоне. Поэтому организации этих структур следует уделить особое внимание.

Информационное обеспечение

Огромное внимание следует уделить информационной поддержке всех подобных начинаний, регулярному освещению в СМИ мероприятий, проводимых на уровне школ и районов, описанию и распространению положительного опыта работы некоторых школьных клубов, отдельных тренеров и преподавателей. Сегодня СМИ способны помочь не только с точки с зрения информирования масс о проведении матчей и чемпионатов, но и с позиции осуществления обратной связи (публикации с отзывами комментариями зрителей, советы, предложения и т.д.). Поскольку массовый спорт не может существовать без учета пожеланий рядовых граждан, это абсолютно необходимое условие его развития.

Более того, широкое распространение новых информационных технологий, наличие в большинстве семей и школ страны подключенных к интернету компьютеров позволяет оперативно освещать спортивное событие любого уровня – от соревнований на школьном стадионе до областной и республиканской спартакиады. Благодаря возможности организовать в социальных сетях сообщества по интересам, открывать собственные сайты и странички каждый заинтересованный человек может рассказать о своих спортивных достижениях, выложить фотографии, пообщаться с товарищами, получить квалифицированную консультацию специалиста, поделиться опытом, подать заявку на участие в соревнования и т.д.

В последние годы не только Россия, но все мировое цивилизованное общество взяло курс на информатизацию. С точки зрения смены ценностей, перехода от подвижного образа жизни к «компьютерному - сидячему» это минус. С другой стороны, умелый и грамотный подход к информатизации может помочь развить массовый спорт (за счет использования совершено новых методов организации деятельности граждан, налаживания связей, оповещения о мероприятиях и др.). Даже такие молодежные акции, как флэш-моб, при умелом подходе могут быть направлены на укрепление здоровья и поддержку физической культуры.

Комплексный подход

Таким образом, можно отметить, что каждый из упомянутых факторов максимально эффективен лишь в совокупности с остальными, и при отсутствии какого – либо одного из них гармония нарушается. Можно построить десятки тысяч спортзалов, но без тренеров и учителей физкультуры эти помещения никогда не продемонстрируют полной отдачи. Однако если кадры будут подготовлены в необходимом объеме, важно будет изменить саму систему работы с детьми и сделать упор именно на массовость (наладив подходы к каждому из детей и взяв во внимание их пожелания, иначе любое спортивное мероприятие снова превратится в скучное обязательство).

Успех таких начинаний возможен лишь при значительной информационной поддержке и ориентации всех СМИ на пропаганду здорового образа жизни. Естественно, что без изучения положительного опыта (как отечественного, так и международного), а также без организации свободного общения между всеми заинтересованными участниками процесса крайне трудно избежать ошибок и просчетов в его организации.

При этом следует помнить: любые глобальные изменения в обществе и его отношении к проблеме начинаются с малого. Поэтому реализацию новой концепции развития школьного спорта можно начать хотя бы с нескольких образовательных учреждений, чтобы на их примере продемонстрировать преимущество передовых подходов надустаревшими.

Другие статьи

x

Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы перезвоним Вам в ближайшее рабочее время.